«Больше, чем музей», а интересно меньше, чем в обычные дни

Евген Гаврилов
Почему смоленская музейная ночь превращается в царство уныния задорого?

Интерес к смоленским музеям пробуждается у смолян всего в трех случаях: с ними случился какой-нибудь скандал, состоялось открытие после реставрации или же настало время музейной ночи. Но последнее событие уже и событием назвать трудно. Масштабы некогда главного культурного вечера года в 2021 настолько сократились, что списать их сугубо на ковидные ограничения не получается. Чувствуется усталость организаторов и отсутствие идей: площадок вроде бы и много, но что, кроме экскурсий они могут предложить? К тому же, извечная беда - билеты - не подливают масла в еле тлеющий огонек тяги к прекрасному. Ведь на поход по всем музеям, участвовавшим во всероссийской акции на двоих пришлось бы выложить немногим больше трех тысяч рублей. Разумная ли это цена для государственных учреждений, при отсутствии единого билета, как, например, сделали в Калининграде (к слову, всего за 600 р)?

Давайте разбираться и обозревать вместе.

"Это все потому, что мы в Смоленске"

Так могли бы посчитать лишь несведущие в музейно-ночском искусстве жители нашего города. Мол, у нас всегда принято ворчать, что делают плохо или делать плохо, все равно "схавают". Но автор этого текста побывал практически на каждой музейной ночи в Смоленске за всю их более чем десятилетнюю историю, и ему есть с чем сравнивать. В годы минувшие радовали и модными показами, и концертами авангардной музыки, и светоинсталляциями, а искусство само выходило нам, гостям, навстречу - в виде оживших картин и живых статуй. В этом же году даже театр "Порубежье" вместо так полюбившихся многим зрителям юмористических постановок с историческим контекстом ограничился лишь костюмированной экскурсией про оружие с оружием в руках...

Само собой, люди устали. Устали от ограничений, устали от ношения масок, устали бояться за свое здоровье и не быть уверенным в завтрашнем дне. Но это ли не повод пусть не развернуться во всю ширь, но хотя бы дать позитива тем немногочисленным гостям Музейной ночи, тем более, в ночь, проходящую под названием "Больше, чем музей".

Итак, несмотря на "потому что мы в Смоленске" и здесь, якобы, должно быть все уныло и просто, за все годы посещения этого мероприятия, автор сего текста ни разу не успел посетить все площадки, охватив максимум программы. Ни разу, до этого дня.

Неприятно удивил Исторический музей - все, что предлагала музейная ночь, сводилось к экскурсии по космической выставке. И все. Хотя нет, еще в билет за 300 рублей входило посещение остальных музейных залов. Самостоятельное. Ок, год юбилея первого полета человека в космос, тематика выставки понятна. Но чем снабжен культурный экскурс в загадочный и манящий космос?..

Пиджак и указка в руках гида. В чем, скажите, изюминка? В чем мотивация идти именно в этот вечер в музей? Ощутимо так резанул ухо еще один момент. Можете считать меня занудой, но к фактам о космосе я отношусь очень трепетно, т.к. увлекаюсь этой тематикой с детства. И услышать из уст опытного экскурсовода сразу двойную оговорку про скорость МКС, являющуюся второй космической и равной 27 километрам в секунду - это очень печально. Вторая космическая считается таковой, если объект покидает замкнутую орбиту вокруг небесного тела, а Международная космическая станция спокойно вращается себе на стабильной орбите. И да, со скоростью 27 000 километров в час...Пусть оговорка, а не незнание, но осадочек остался.

А, да, еще у экспонатов есть QR-коды, которые можно отсканировать. Правда, толстые стены музея практически не пропускают интернет-сигнал, так что мне удалось прогрузить страничку, посвященную скафандру "Орлан" лишь с четвертой попытки...

А что еще предлагают за 300 рублей? Ну, можно посмотреть фильм о космосе на проекторе. Развлечение!

Музей "Смоленский лен" радовал уже самим фактом своих открытых дверей. Ведь пока директор музея "Смоленская крепость" Сергей Пиляк Туризм “спустя рукава”, или как бюрократический успех музея “Смоленская крепость” расходится с реальнымВ попытке построить “образ будущего” Сергей Пиляк споткнулся об “образ настоящего” все никак не может исполнить обещанного на всю страну открытия башен и прясел, а сохранившиеся участки все ветшают и рушатся, В Смоленске у сквера Памяти Героев обрушился участок крепостной стеныТакой себе «сюрприз» к 9 мая обнаружили местные жители проникнуть легально внутрь нашей главной достопримечательности - небывалое везение!

Но внутри долго пребывать не вышло - песни и пляски фольклорного ансамбля "Талан" собрали, пожалуй, вторую по численности толпу среди всех площадок музейной ночи в Смоленске, но относительная удаленность этой локации от всех остальных ставила крест на длительном там пребывании - хотелось ведь успеть всюду нос сунуть, все интересности посмотреть...

А интересности все никак не хотели появляться на горизонте. Музей сказки? Фотозона с плюшевым Змеем Горынычем и распечатанные на картонках изображения Бабы Яги и Кощея с прорезями для голов - вот фотозона. Простите, фототеатр, заявленный в программе.

Театр уличного искусства SubRosa мастер-классы показывает - но, к сожалению, их пыл остужает то и дело накрапывающий противный дождик...

Это все зовется музейным двориком и практически пустует в ожидании детей. Грусть-тоска.

Проблеск надежды

В музее скульптуры Коненкова предлагали... тоже экскурсию. Правда, с пометкой "нескучная". Под палеолитическими находками, указанными в программе Музейной ночи подразумевались два человеческих черепа и восемь костей...

К ним прилагались студенты научного кружка кафедры анатомии человека СГМУ и очки-микроскопы, в которых действительно было любопытно поразглядывать структуру костей. Минут пять.

Не сомневаюсь, что сама экскурсия была увлекательной и интересной, но с ней мы разминулись, а на втором этаже в это самое время детей учили лепить из глины. 

Тишина, легкая пелена общей позёвывающей грусти чувствовалась весь вечер и продолжала преследовать в каждой локации. Где же горящие глаза, где энтузиазм и вызываемые от культурной подпитки эмоции?

А осталась впереди лишь Художественная галерея... Как-то совсем незаметно проскользнула, не оставив никакого смачного послевкусия и ярких воспоминаний почти вся культурная программа, за которую, напомним, просили по 300 рублей за билет с человека (кроме Музея сказки, там - дешевле).

И оправдана эта цена, на мой нескромный взгляд, была именно в галерее. Здесь программа действительно была разнообразной и насыщенной: от концерта Сергея Клименко на саксофоне...

До поединков юных фехтовальщиков в боковом дворике галереи. Правда, выглядело это как-то куце - немногочисленные зрители стоят вдоль забора, пока двое ребят отрабатывают приемы на шпагах на фоне стены и окон. Как-то обозначать локацию? Зачем.. это же культура. Ей, похоже, "лучше" быть незамеченной.

Пока Владимир Барченков давал гитарный концерт на чугунной резной лестнице, на втором этаже открылась выставка авангардного искусства "Катаржина", названная в честь выдающейся русско-польской художницы, оставившей после себя значительный след в культуре конструктивизма и супрематизма.

Молодые смоленские художники представили свои работы, вдохновленные ее творчеством, а в коридоре по-соседству гостей встречали экспонаты реставрационной выставки "Побеждая время".

Вот и все, ребята!

Но по факту, на этом вся культурная программа и завершается, едва успев зацепить и погрузить в свою некогда чарующую и волнующую атмосферу приключения. Оригинальность задумок? Здесь ей и не пахнет. Даже качественно подготовленные экскурсии и выставки бесценных экспонатов не привлекут нового зрителя. Лишь ценители музейного искусства готовы на такой формат кивнуть и сказать "любо!". Молодежь же, которой и посвящалось изначально все происходящее, едва ли заинтересуют массово такие вот "движухи".

И ведь, казалось бы, прослойка работающих в сфере культуры людей в Смоленске невелика, а значимые перемены в их составе случаются нечасто. И, таким образом, организаторы прошлых музейных ночей, что привлекали толпы и очереди, едва ли разительно отличаются по своему списку от ответственных за проведение акции сегодня, в 2021 году. Но что изменилось? Во всей программе чувствуется тяжкий вздох "надо - сделаем". Никакого намека на современные технологии, музейные тренды и интересные находки нет. Как нет и попыток развлечь и вовлечь публику, хоть и поредевшую из-за действующих ограничений, но готовую впитывать, как губка, свежее.

Может быть, пора уже отдавать пару-тройку локаций на откуп инициативным творческим молодым людям из студенческих организаций, чей огонь в глазах еще не потух в тихих музейных залах? Иначе зачем это все? Зачем участвовать в акции среди всех музеев России, если все участие сводится к концертам, выставкам и экскурсиям, которых можно без труда насмотреться в любой другой день? Оставим этот вопрос без ответа. Работники культуры и без того найдут в этом тексте слишком много поводов обидеться. Хотя цель данного текста вовсе не в этом состоит. Автор лишь желает подчеркнуть важность новых эмоций в застывающей жизни музеев...

Использованы материалы следующих авторов:

Экспозиция музея в Смоленской области пополнится кожаным башмачком XII века

Мария Язикова

Обувь обнаружили археологи во время изучения городища «Бурцева гора».
Новый экспонат появится в Рославльском историко-художественном музее в Смоленской области. Археологи передадут учреждению отреставрированный кожаный башмачок, датированный XII веком. Об этом сообщает местное издание «Рославльская правда». Предмет гардероба был обнаружен во время обследования городища «Бурцева гора» ещё в 2017 году. Тогда столичное археологическое бюро сумело изучить 20 квадратных метров территории. На участке удалось обнаружить остатки деревянных построек, два яруса мостовой, с

...

Специалисты приступили к подготовке проекта реставрации Успенского собора в Смоленске

Лиза Сафонова

Через пару лет начнется ремонт.
Центральные научно-реставрационные мастерские приступили к разработке проекта реставрации Успенского Собора и Соборного холма в Смоленске. Об этом сообщает «ГТРК-Смоленск» со ссылкой на Минкульт РФ. Специалистам для того, чтобы определить масштаб работ, понадобилось почти десятилетие. В результате они пришли к выводу, что сделать придется много чего. Например, стены собора пронизаны трещинами, которые видны со всех сторон. Тревогу внушает состояние алтарной стены. Под маяками необходимо усилен

...
Новости партнеров


наверх